Ахимса (непричинение вреда) в Буддизме. Главные принципы и отличия.

Буддизм предписывает пять заповедей, которые являются этическим кодексом. Это моральные добродетели и обязанности, которые нужно практиковать. Ахимса — это первая заповедь. Согласно буддизму, Ахимса — это воздержание от насилия по отношению к любому существу, которое дышит.

Убийство животных, даже таких маленьких существ, как насекомые, идет вразрез с Ахимсой. Убийство животных большего размера является более серьезным грехом, чем убийство животных меньшего размера. Убийство человека — более серьезный грех, чем убийство других существ. Убийство духовно совершенного человека еще серьезнее. Следовательно, уровень греха и, соответственно, негативной кармы, во многом зависит от размера существа, его интеллекта, его пользы и духовности.

Самоубийство, смертная казнь и аборт также идут против Ахимсы. Заповедь запрещает любое насилие.

В буддийской мысли Ахимса является важнейшей концепцией. Первая заповедь буддизма — избегать причинения вреда другим живым существам. Не лишать жизни живых существ. Это относится ко всем живым существам, а не только к людям. Все существа имеют право на свою жизнь, и это право должно уважаться.

Буддизм учит нас ненасилию по отношению к другим; насилие противоречит учению Будды. Будда учил побеждать и избегать страданий. Поэтому мы не можем навязывать страдания другим. Убийство не только приносит страдания убитому, но и причиняет страдания их семье и друзьям, которые потеряли любимого. Кроме того, это порождает негативные кармические последствия для убийцы.

Учение Будды о сострадании и любви

Будда учил нас проявлять любовь и сострадание к другим — не только к друзьям, но в равной степени и к врагам или тем, кто хочет причинить нам вред. Человек не может стать просветленным без сострадания; убийство является фундаментальной противоположностью сострадания.

Например, в Дхаммападе Будда говорит:

«Того я называю брамином, кто отложил в сторону оружие и отказался от насилия по отношению ко всем существам. Такой человек не убивает и не помогает убивать другим… Того я называю брамином, кто никогда не проявляет враждебность к тем, кто враждебен к нему.»

Будда демонстрирует принцип Ахимсы по отношению к агрессивным существам

Брахманами (браминами) называли членов высшей священной касты индуизма. Будда отверг кастовую систему. Он заявил, что «высшая каста» — брамины — это те, кто не убивает и не проявляет враждебность, а не рожденный в касте.

Сутра содержит множество цитат, где Будда четко обозначает, что убийство — это неправильно, даже если кажется, что другого выбора нет. Будда ясно говорит, что даже если кто-то убивает вас, ненависть к нему будет противоречить Дхарме. Многим небуддистам и, возможно, даже самим буддистам это кажется нелогичным. Как можно не ненавидеть, и даже более того — иметь сострадание к тем, кто причиняет боль или хочет убить? Очевидно, это требует высочайшего сострадания. Как буддисты должны реагировать на таких людей, как убийцы?

Из учений Будды, упомянутых выше, ясно, что буддисты должны принять позицию «ненасилия» по отношению к другим, а также осуждать убийство и причинение вреда другим, поскольку это приведет к негативным кармическим последствиям для убийцы.

Никто по своей природе не является злым

Главная задача — разговаривать с теми, кто проявляет насилие или только намеревается причинить вред. Внешнее насилие — это всего лишь симптом, проявление какой-то более глубокой причины. Только в диалоге можно обнаружить его первопричину и найти способы исцелить внутренний раздор.

Далай Лама

Буддисты должны избегать убийств и причинения страданий. Они не должны ненавидеть того, кто причиняет им страдания. Они могут возразить или вступить в диалог с целью выяснить причину такого поведения. У всех живых существ должен быть шанс исправиться.

Следующие этим учениям буддисты выступают против смертной казни, потому как она противоречит принципу Ахимсы. Правонарушители должны понести наказание, например, быть заключены в тюрьму. Некоторых преступников прощают семьи их жертв, и они в конечном итоге компенсируют свой проступок. У нарушителей должен быть шанс исправиться и с буддийской точки зрения погасить этот кармический долг.

Читайте также: Ахимса — что это такое?

Читайте также: Ахимса в Джайнизме

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о